МозгоЕшки

Крутотень

Креативные методики

Written By: МозгоЕшка - Май• 17•11

Когда речь заходит о создании креатива, почему-то в основном внимание уделяется таким направлениям как реклама и маркетинг. Отчасти это объясняется тем, что специфика повседневной рабочей деятельности рекламщиков и маркетологов подразумевает постоянную генерацию идей. Однако если говорить о креативе, как о неком созидательном акте, в результате которого рождается новое нестандартное решение, очевидно, что не существует каких-либо ограничений по сферам деятельности. Креативность часто называется одним из важных личных качеств, которым должен обладать идеальный кандидат на ту или иную вакансию. Креативность стала конкурентным преимуществом в борьбе за «место под солнцем». 

Бытует мнение, что креативность сродни гениальности – то есть является врожденным качеством. Однако это предположение опровергают специалисты. Все как один говорят, что это креативность может в себе развить практически каждый. Исключение составляют единицы. Конечно, наибольших результатов в этом направлении, затратив наименьшее количество времени, можно достичь, посетив качественный тренинг креативности. Но что делать, если уже поставлена задача, найти для нее нестандартное решение жизненно необходимо, и времени на посещение тренинга уже нет?

Природа креатива

Для начала необходимо сказать пару слов о том, как получается креатив. Часто создается впечатление, что яркие идеи приходят в головы к своим создателям сами собой. Но это всего лишь впечатление. Проблема создания креатива и проблема творчества вообще уже многие годы волнует исследователей. В результате существует несколько классификаций, описывающих фазы творческого процесса. Одной из наиболее простых является классификация Грэхема Уоллеса, который выделил 4 фазы творческого процесса:

  1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения;
  2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет;
  3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи;
  4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Нашей креативности мешаем чаще всего мы сами. Мешают, прежде всего, мыслительные барьеры, выработанная годами привычка во всем опираться на сознание. Мешает уверенность в том, что существует только одно правильное решение, только один возможный ответ, в то время как любая задача в действительности имеет множество решений. Мешает убежденность в том, что все уже кем-то придумано. Также часто мешает предубеждение окружающих и страх показаться глупым.
Специалисты в области тренингов креативности утверждают, что у каждого человека существуют свои барьеры, блоки и комплексы, мешающие мыслить по-настоящему творчески. Это может быть и «комплекс отличника», и просто боязнь ошибок, и что-то другое, сугубо индивидуальное. Соответственно, и пути высвобождения творческой энергии у каждого человека должны быть свои, индивидуальные.
Поскольку данная статья не претендует на особую глубину изучения вопроса, а скорее имеет своей целью дать читателю некий инструментарий, который может пригодиться в экстренной ситуации, более подробно о психологии творчества можно почитать здесь.

На зарядку становись!

Итак, если перед вами поставлена сложная задача, и вы действительно хотите найти нестандартное решение, для начала потребуется разминка. На тренингах креативности довольно часто для разогрева используются детские игры, подразумевающие некоторую физическую активность. Например, одного из участников просят загадать слово, а другого знаками показать его. Еще одно тренинговое упражнение заключается в следующем. Участников просят взять лист формата А4 и аккуратно разделить его на 8 частей. После этого при помощи только большого, указательного и среднего пальцев свернуть из каждой из 8 бумажек маленькие бумажные «снежки». В оригинале далее следует шумная игра в снежки, после которой участники должны собрать как можно больше бумажных «снежков». После этого всех просят так же аккуратно при помощи большого, указательного и среднего пальцев развернуть «снежки» в первоначальное состояние. Это кажущееся «дурацким» на первый взгляд упражнение направлено, если верить специалистам, на стимуляцию гипоталамуса.
Если нет возможности привлечь к процессу кого-то из коллег, можно просто подвигаться, размяться, побегать или попрыгать. Обладая некоторой подготовкой, можно постоять на голове. Целью подобных экзерсисов является расслабление, разрядка. Некий регресс, возвращение в детское состояние, когда еще не было «зажатости» и «зашоренности».
К сожалению, описанные выше упражнения подразумевают групповую работу и помимо этого могут, мягко говоря, смутить сидящих рядом коллег. Поэтому приводим альтернативный вариант разминки при помощи друдлов – загадок-головоломок, рисунков, глядя на которые невозможно точно сказать, что на них изображено. Ценность друдлов заключается в том, что единственного правильного ответа не бывает. В качестве упражнения необходимо назвать максимальное количество возможных вариантов того, что изображено на рисунке. Ответы не обязаны быть реалистичными (рисунки 1-5).
Рисунок 1. Пример: бабочка, взбирающаяся по веревке

Рисунок 2. Пример: Утенок, выглядывающий из-за края ванны

Рисунок 3. Пример: Кошачья лапа

Рисунок 4. Пример: Вид на автомобильную развязку

Рисунок 5. Пример: План улицы с отмеченным местом посадки парашютиста

Помимо упражнений «настроиться на нужный лад», то есть расслабиться, создать эмоциональный, образный фон помогает музыка и просмотр визуальных изображений. После «разминки» должно активизироваться и заработать ваше творческое правое полушарие мозга. Сколько времени нужно потратить на разминку? На тренингах «на разогрев» отводится примерно 20 минут. Степень вашей «готовности» вам, к сожалению, придется определять самостоятельно.

Креативные методы

Итак, теперь можно перейти к первой фазе творческого процесса, а именно к формулировке задачи и попытках ее решения. Основой поиска нестандартной идеи является способность взглянуть на проблему «под другим углом». Здесь мы приведем описания некоторых простых и наиболее популярных методик. Но сначала важный совет – в процессе работы не забывайте фиксировать (например, на бумаге) все пришедшие вам в голову идеи.

Метод газетных вырезок

Эта методика может быть использована и на креативных группах, и в индивидуальной работе. Суть заключается в следующем. Вам необходимо произвольно выбрать несколько газетных заголовков. Затем вы должны придумать решение проблемы, начинающееся с текста одного из выбранных вами заголовков. Здесь желательно ограничить время описания проблемы, например, 5 минутами. Если работа происходит в группе, все описанные решения собираются вместе, а затем каждый из участников группы должен взять любое чужое решение, продолжить его или развить. Начиная описание решения проблемы с не имеющего к ней прямого отношения фразы, вы фактически вынуждены взглянуть на проблему по-новому, с совершенно неожиданной стороны. Следует сразу оговориться, что рациональный анализ решений может проводиться только после того, как собраны все варианты.
Метод помогает очень быстро выстроить ассоциативный ряд, который, как правило, либо наталкивает на решение проблемы, либо задает направление креативного процесса. На метод газетных вырезок очень похож метод произвольно выбранных слов. Суть метода заключается в том, что в газете или книге вы должны наугад выбрать слово, а после этого связать его с существующей проблемой. Энди Грин в своей книге «Креативность в паблик рилейшнз» приводит такой пример работы с этой методикой. Одному из сотрудников было необходимо разработать темы для медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Произвольно выбранным оказалось слово «Сербия». После некоторого замешательства родились следующие темы: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и т.д.

Метод «потока»

Метод заключается в том, чтобы предложить максимально возможное количество решений проблемы. Причем решения могут быть самыми фантастическими и абсолютно нереалистичными. Критически на решения можно будет взглянуть позже, но в момент придумывания решений важно «отпустить» свое сознание и дать полную волю воображению.

Метод заданного диапазона

Вы должны сформулировать и зафиксировать на бумаге диапазон возможных решений проблемы. Начальная точка должна описывать наиболее очевидное, консервативное и беспроигрышное решение. Финальная точка должна, напротив, описывать самое безумное и нереалистичное решение. Эти две точки являются исходными ограничивающими параметрами. Далее необходимо придумать возможные решения проблемы в рамках заданного диапазона и выписать их соответствующим образом, не оценивая, а ранжируя по степени «рискованности» и «безумности». Этот метод дает возможность освободиться от некоторого психологического груза — даже если ничего ценного не удастся придумать, всегда можно вернуться к начальной точке, то есть консервативному решению.

Метод вымышленных персонажей

Метод вымышленных персонажей лучше всего подходит для ситуации, когда вы остались с проблемой один на один. Метод заключается в следующем: вы должны создать собственную «креативную группу» из вымышленных и реальных персонажей. Вы должны сами себе задать вопрос «Какое решение этой проблемы предложил бы Сальвадор Дали?» или «Какое решение этой проблемы предложил бы Винни-Пух?». Чем разнообразней ваша собственная «креативная группа», тем лучше. В основе, как вы уже поняли, лежит все тот же базовый принцип – рассмотреть проблему с разных сторон, с разных точек зрения.

Метод шести шляп

Эта методика была разработана Эдвардом де Боно и является одной из наиболее известных. Методика помимо того, что заставляет смотреть на одну и ту же проблему с разных сторон, разделяет мыслительный процесс на основные этапы, практически совпадающие с описанными выше фазами творческого процесса: сбор информации, генерацию идеи и критическую оценку. Каждый из этапов символизирует шляпу определенного цвета:

  1. Белая шляпа – рациональная, этап сбора информации. На данном этапе необходимо просто изложить цифры и факты;
  2. Красная шляпа – эмоциональная. На данном этапе необходимо зафиксировать все связанные с задачей эмоции, предчувствия и др.;
  3. Черная шляпа – пессимистичная, критически настроенная. На данном этапе обсуждаются возможные неудачи;
  4. Желтая шляпа – позитивная, оптимистичная. На данном этапе нужно смотреть на задачу позитивно, фиксировать выгоды и преимущества;
  5. Зеленая шляпа – творческая. На данном этапе важно сосредоточиться на поиске новых решений проблемы, возможных альтернативах, рассматриваются все возможные варианты;
  6. Синяя шляпа – философская. На данном этапе формулируется общее представление о ситуации, систематизируется мыслительный процесс.

Методика подходит и для индивидуального использования, и для работы в группе, и напоминает ролевую игру. В обычной жизни наш мыслительный процесс включает все перечисленные выше этапы, но зачастую мы думает обо всем этом одновременно. Методика позволяет уделить внимание каждому из аспектов мышления, но по одному за раз.

Mind Mapping

Эта методика, разработанная Тони Бьюзеном, в русском языке чаще всего переводится как создание карт ума, создание интеллект-карт или создание ментальных карт. Методика интересна, прежде всего, тем, что позволяет структурировать мыслительный процесс и стимулировать пошаговое мышление. Mind Mapping практически универсальна, ее можно использовать в самых разных ситуациях: для прояснения какого-либо вопроса, для сбора информации, для принятия решения. Лучше всего использовать этот метод на этапе, когда необходимо структурировать новые идеи.
Основу методики составляет процесс радиантного мышления – берется основная проблема и от нее, как от ствола дерева, ответвляются различные идеи, связанные с ней. Ментальная карта должна быть максимально образной, аккуратной и красочной, ее необходимо дополнять цветными иллюстрациями – создание карты само по себе является творческим процессом. Для создания ментальной карты желательно использовать листы большого формата (не менее А4), цветные фломастеры, карандаши или мелки.
Старт начинается с середины листа, где вы в квадрате или в круге (как вам больше нравится) обозначаете существующую задачу. Затем от нее проводятся в виде жирных линий ветви, обозначающие основные идеи, связанные с этой задачей. Все названия для дальнейшего удобства использования лучше писать печатными буквами. Значимость мыслей выделяется с помощью толщины линий (рисунок 6). Подчеркнуть связи между различными ветвями можно при помощи замкнутых контуров и стрелок.
Рисунок 6. Mind Map


Эта методика особенно полезна в тех случаях, когда необходимо «навести порядок» в мыслях и правильно расставить приоритеты. Mind Mapping позволяет облечь беспорядочные мысли в запоминающуюся и структурированную форму. Более подробно о методике можно почитать здесь.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – групповой метод поиска решения – в настоящее время получил широкое распространение. Однако часто приходится слышать о том, что его проведение не привело к желаемым результатам. Поэтому следует сказать несколько слов о принципиально важных моментах, влияющих на результативность подобного мероприятия.
По правилам мозговой штурм должен проходить под руководством опытного модератора. Его функции – расшевелить аудиторию, если она «не настроена» работать, направлять обсуждение, если оно отклоняется в сторону и т.д. Если нет возможности привлечь опытного модератора, то его может заменить хороший коммуникатор, вооруженный «сценарием», регламентирующим дискуссию. В начале мозгового штурма должна быть примерно 20-минутная разминка, для которой могут быть использованы упражнения, описанные в начале статьи. Общее время дискуссии по соображениям продуктивности не должно превышать 2 часов.
Довольно распространенной ошибкой является отсутствие четкого разграничения этапов генерации новых идей и их анализа и критики. В результате многие хорошие и нестандартные решения отправляются в корзину, едва появившись. На этапе генерации важно собрать все идеи, связанные с решением задачи. И только после того, как все участники высказали свое мнение, можно переходить к сортировке идей, например, путем голосования за наиболее понравившиеся. Результатом мозгового штурма является список возможных решений задачи, который передается для дальнейшей оценки аналитикам, директору по развитию и др.

Эврика!

Описанные методики помогают генерировать идеи, однако иногда решения кажутся не достаточно хорошими. Остается предчувствие, что где-то существует еще одно – лучшее – решение. Если вернуться к описанным выше фазам творческого процесса, то после попыток решения задачи, неизменно следует фаза инкубации, когда необходимо отвлечься от поиска идей и переключиться на что-то другое. Переключая свое сознание на другой предмет, мы не перестаем работать над решением задачи, процесс продолжается, но уже на подсознательном уровне. Если верить специалистам, именно в этот момент происходит интуитивное проникновение в суть задачи и долгожданное озарение. Это подтверждается примерами из истории. Наиболее известный из них – открытие, совершенное Ньютоном в момент падения на его голову яблока.
В заключение можно сказать, что, конечно, в статье представлены далеко не все упражнения и методики. Помимо тех методов, что уже описаны специалистами, каждый из нас располагает собственным арсеналом средств. Мы приглашаем вас поделиться своими «рецептами» в форуме статьи.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>