МозгоЕшки

Крутотень

Корпоративная культура

Written By: МозгоЕшка - Май• 17•11

Перефразируя Ларошфуко, можно сказать, что корпоративная культура в России похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. Вы-то ее видели?
Видел, подтверждаю. Есть корпоративная культура в России, хотя, конечно, и не везде. В основном — в крупных компаниях с прозападным менеджментом. Как-никак, само это понятие пришло к нам с Запада.
А как же наша советская производственная культура?
В советские времена был дух коллективизма: «Даешь вместе какую-то там пятилетку!» Культура корпорации – это ощущение командной сплоченности, которое подразумевает негласные правила поведения и общения, в том числе и то, как люди по телефону разговаривают, во что одеваются. В корпоративности особо важен психологический механизм взаимодействия: на какие группы разбиты сотрудники, кто лидеры – формальные и неформальные. Конечная задача — выявить степень активности и независимости каждого из работников. Корпоративность – это когда никого не смущает, что при определенных отношениях при разговоре директор стоит, а подчиненный сидит. Такое, кстати, часто встречается, даже в западных компаниях.
То есть все-таки сказать, что корпоративная культура у нас процветает, видимо, нельзя…
Да, она у нас в зачаточном состоянии. Но это ведь все решаемо, тимбилдинги (тренинги на построение команды) для этого и существуют. Правда, когда встречаешься впервые с представителями какой-то компании, часто сталкиваешься с тем, что люди просто не хотят участвовать в тренинге. Их трудно собрать, разбить на команды…
Всегда трудно решится на что-то непривычное, не представляя себе последствий.
После тренинга и обсуждения его результатов (наши психологи выдают психологический портрет команды) в людях открывается очень многое. Настолько, что кого-то после тренинга могут даже уволить. Или, наоборот, повысить. В любом случае директорам по персоналу становится легче составить пазл той самой корпоративной культуры предприятия. Она же у всех своя.
С чем обычно приходится сталкиваться в процессе «командного строительства»?
Проблемы очень разные встречаются. У кого-то лидера нет в команде: люди просто боятся, или им это не надо. Ищем лидера. Или, например, директора региональных подразделений не могут между собой договориться, между ними нездоровая конкуренция. Их всех привозят сюда, «тусуют» вместе – это как в баню вместе сходить, только по работе.
Кстати, насчет «в баню сходить». Это в корпоративную культуру вписывается? Вообще-то всегда считалось, что это плохо, работе мешает…
Все зависит от принятых правил. Может, конкретно в этой компании таков образ идеального сотрудника: я бы с ним в баню сходил! В общем, баня не исключена. Особенно если воспринимать это как тренинг, где люди «просматриваются» путем нестандартных ситуаций: с елки спрыгнуть, например, тоже неплохо.
Обычно мы после тимбилдинга дискотеки организуем: так на них люди уже совсем другие, чем до тренинга, они раскрепощаются и больше доверяют друг другу. Думаю, в эти моменты они сами понимают, можно ли верить тем, к кому они обратились.
Между прочим, страна переживает очередной сезон новогодних вечеринок. Это ведь тоже элемент корпоративной культуры?
Они – ее показатель. По тому, какая еда на вечеринку заказывается и сколько алкоголя, можно многое сказать о компании. Не в плохом или в хорошем смысле, а в том, какими ощущают себя ее сотрудники. Я одинаково уважаю и суперпафосные мероприятия в «Национале», и походы в лес в телогрейках и валенках – кому что нравится. Главное, чтобы при этом соблюдались элементарные приличия. Например, жутко не люблю, когда люди на вечеринках напиваются и лезут на сцену – каждый четвертый-пятый праздник это происходит. Хорошо хоть, обычно это делают не менеджеры высшего звена. Впрочем сейчас все больше в моду входят сдержанные интеллигентные мероприятия, хотя программа, в общем-то, везде стандартная: ведущий, ди-джей, номера… Важно даже не что, а как именно делается.
И как именно будет развиваться корпоративная культура в России, по вашему мнению?
В ближайшие два года в этой области должен произойти колоссальный скачок. Уже сейчас видно, что тренерских компаний появилось очень много: люди начинают понимать, что командный дух нужен, что без него и бизнес совсем не тот. Становится ясно как день, что люди, конечно, взаимозаменяемы, но, если они в команде, их труднее победить, разбить. Важно, чтобы работа воспринималась не только как выполнение прямых служебных обязанностей, важно знать, как зовут человека в кабинете напротив и

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>